Как вести медицинский блог, чтобы не нарушать законы и права пациентов

Как вести медицинский блог, чтобы не нарушать законы и права пациентов

Может ли врач консультировать в блоге? В каких случаях ведение страниц в соцсетях является нарушением прав пациентов, а в каких — нет? Законно ли обсуждать с пациентами их диагнозы в комментариях? Даю подробные ответы в материале. Рекомендую ознакомиться, даже если пока конфликтов с врачами-блогерами не возникало.

«Сегодня на прием пришел пациент с такой проблемой...»

Приблизительно так начинаются посты некоторых медицинских работников в социальных сетях. Обычно рядом с этой фразой размещается фото, на котором и запечатлена проблема.

Одни пациенты гордо репостят такие публикации на личные страницы. Другие искренне не хотят, чтобы кто-то из близких узнал, что пост о них. Третьи пишут гневные письма главврачам или сразу в Минздрав.

И все-таки: есть ли у медперсонала право вести медицинские блоги и рассказывать в них о случаях из практики?

Давайте по порядку.

Запретить медработнику вести блог о теоретической стороне медицины не может никто: ни главврач, ни учредитель клиники, ни Минздрав.

Например, если врач рассказывает о том, какие болезни существуют, какими бывают симптомы заболеваний, то спрашивать разрешение на такую деятельность он ни у кого не обязан. В этом примере доктор просто делится своими знаниями абстрактно: не называет имен пациентов и коллег, наименования клиник и т.п.

Может ли врач консультировать в своем блоге?

Может, но в рамках действующего законодательства.

Врач обсуждает с подписчиками их диагнозы в общедоступных комментариях – законно ли это?

Вопрос спорный, ведь фактически пользователь сам публично заявил о своем диагнозе – обнародовал его до того, как к обсуждению подключился врач.

Владелец клиники не может запретить медперсоналу указать место работы: если работники хотят поделиться с подписчиками информацией о том, где они трудятся, они вправе сделать это.

Нарушением медицинской этики и разглашением врачебной тайны является публикация, где содержатся данные, позволяющие идентифицировать пациента. Фотографировать пациента без его разрешения и ведома (когда, к примеру, он находится под наркозом и не может дать разрешение на фото- или видеосъемку) запрещено.

Если работнику клиники уж очень хочется быть блогером и рассказывать об интересных случаях из практики, то крайне желательно делать это без публикации аудио-, фото- и видеоматериалов, где запечатлены пациенты. Называть их личные данные тоже нельзя.

Если желание врача вести свой медицинский блог с пруфами слишком велико, то следует обговорить с ним правила игры – напомнить о неразглашении врачебной тайны и, если это в ваших интересах, как руководителя клиники, подумать о шаблоне соглашения на съемку и размещение контента в социальных сетях. Пациенты, не имеющие ничего против участия в медицинском блоге, будут изучать и подписывать документ, а позднее позировать врачу в необходимых ракурсах.

Закрывать глаза на факт ведения медперсоналом личных блогов не стоит. Пошатнуть встраиваемую годами репутацию клиники может всего один отзыв, в котором пациент расскажет, что без спроса его сфотографировали и выложили в соцсети. Вы знаете лучше нас: проще профилактировать, чем лечить. На блоги сотрудников вашей клиники этот принцип тоже распространяется.

23:01
91
0
MEDRATE MEDRATE 20 дней назад #

Есть ли шаблон документа, который надо подписать пациенту, чтобы разрешить съемку и результаты этой съемки выкладывать в интернет?

0
Виталий Осадчий Виталий Осадчий 19 дней назад #

Нет, поскольку для разных медицинских организаций могут быть важны разные нюансы при формировании согласий на аудиозапись и видеосъёмку. Теоретически шаблоны могут быть схожими, но лучше разрабатывать документ самостоятельно, чтобы он решал задачи конкретной клиники либо обращаться с таким запросом к юристу

Автор записи

Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.