Руководители клиник иногда признаются, что не знают, как именно продвигать медицинские услуги. Страницы в социальных сетях ведут, начисляют пациентам бонусы, периодически закупают рекламу, обновляют оборудование, расширяют ассортимент услуг, обучают врачей... Это действительно хорошие способы привлечь пациентов, но помимо них есть и другие, например, использование реферальной программы – доработанной версии «сарафанного радио». Может показаться, что настроить и юридически оформить ее сложнее, чем опубликовать на сайте объявление об акции, но это не совсем так.
Реферальная программа в медицине
Глобальных различий с реферальной программой в других сферах нет. Принцип один и тот же: новый пациент приходит по рекомендации агента → агент получат вознаграждение → пациент получает скидку или какой-либо бонус (но не всегда). Агентом чаще всего выступает врач или клиника.
Предлагаю разобрать на примере: в вашем медучреждении работает представитель редкой медицинской специальности, применяются инновационные методы диагностики или лечения и т.п. Возможно, в этом уникальность вашей клиники, а, возможно, вам просто нужно продвинуть конкретную услугу или конкретного специалиста: большого значения это не имеет. В своем и соседних городах вы ищите учреждения и врачей, которые могли бы рекомендовать пациентам вашу клинику. Разумеется, делать это они должны не безвозмездно: за каждого обратившегося по рекомендации пациента вы выплатите вознаграждение. В плюсе остаются все: в вашу клинику обращаются новые пациенты, вы помогаете им решить проблемы, ваш рейтинг и репутация растут, узнаваемость повышается, а агенты получают деньги.
Как организовать реферальную программу
Перед тем, как анонсировать реферальную программу потенциальным агентам, вам нужно продумать, кого привлекать к участию в ней. Фактически есть два варианта:
- Сделать агентами конкретных врачей. Заключить агентский договор можно только с врачом, ведущим частную практику – работающим в качестве ИП. Часто таким образом оказывают услуги стоматологи-терапевты, врачи-косметологи и другие специалисты. Так, например, стоматолог-терапевт сможет абсолютно легально рекомендовать пациентам обратиться к лор-врачу в вашей клинике и получать за это вознаграждение, ведь сам он лор-исследования не выполняет, но пользуется их результатами для проведения лечения.
- Сделать агентами конкретные клиники. Это позволит врачам клиник легально рекомендовать услуги специалистов вашего медучреждения. В таком случае вознаграждение не будет адресовано доктору, порекомендовавшему обратиться к вам. Деньги вы перечислите на счет юрлица, где работает этот специалист. Юрлицо вправе премировать сотрудника, порекомендовавшего ваши услуги, однако оно должно будет уплатить с суммы этой премии НДФЛ и страховые взносы.
Что должен включать агентский договор
Законодательством не регулируется содержание агентских договоров. Необходимости заверять его у нотариуса или где-либо регистрировать нет. Предлагаем общую структуру, которую вы можете доработать в соответствии со своей ситуацией:
- Шапка. В ней прописывается полное наименование документа, дата и место его подписания, а также реквизиты сторон.
- Предмет договора – действие, которое должен выполнить агент.
- Права и обязанности сторон. Здесь нужно указать, в каком случае агент получит вознаграждение за свою работу (рекомендацию вашей клиники).
- Порядок расчетов и суммы вознаграждений. Например, фиксированное вознаграждение может начисляться за каждого обратившегося пациента и выплачиваться один раз в месяц. Или, например, оно может составлять какой-либо процент от суммы, которую пациент потратил на оплату услуг в вашей клинике и т.п.
- Порядок исполнения договора и ответственность сторон.
- Период действия и условия расторжения договора.
Если у вас остались вопросы по теме или нужна помощь юриста для решения проблем на стыке права и медицины, то можете написать в комментарии или личные сообщения
- Комментарии